Статьи
Барокко – жемчужина причудливой формы
26 сентября 2016 г. Интерьер в стиле барокко - история Как совместить фантазию и реальность, мечту и жизнь, разум и чувства? Подобные вопросы волновали многих на рубеже XVI-XVII веков. Естественно, новое мироощущение в полной мере отразилось в архитектуре с появлением стиля барокко, название которого в переводе с итальянского означает - жемчужина странной, причудливой формы.
Новый стиль захватил всех: и в Старом Свете, и в далекой Латинской Америке барокко являлся доминирующим направлением на протяжении почти двух веков. Храмы, дворцы, часовни и даже частные дома представителей элиты строились исключительно в этом чувственном и грандиозном стиле, полном динамики и патетической роскоши. Главное в барокко – это создание подвижного и живописного интерьера. Для этого использовались самые разнообразные приемы: колонны, сгруппированные в пучки, отбрасывающие причудливые тени, обилие резьбы, росписи, лепнины, рельефов и барельефов, медальонов и выступов и, конечно же, насыщенное разнообразие цветов. Живописная роспись и орнаменты украшали практически каждый элемент – стены, плафоны, скульптуры и широко используемый в отделке интерьера текстильный декор, в частности шторы и портьеры. Интерьер в стиле барокко – современность На рубеже XX-XXI веков барокко снова становится невероятно популярным, правда, уже в новом, более изящном и комфортном воплощении. Подобный стиль иногда называют необарокко. Он соединил в себе все лучшие элементы классического барокко и новые тенденции в создании уютных и обустроенных помещений.
Интерьерам в данном стиле характерны: роспись на стенах и потолках, барельефная лепнина в виде витиеватых узоров, крученые колоны, картины всемирно известных художников, большие зеркала в золоченых широких оправах, кованые люстры в виде подсвечников, покрытые золотом и украшенные хрусталем, художественный паркет, и обилие декоративных элементов. Последние отличаются плавными изогнутыми линиями и сложной витиеватой формой, в виде вьющихся стеблей, крупных цветов, листьев, раковин, черепашьих панцирей, венков, спиралей. Например, как и четыре столетия назад, интерьеры в стиле барокко насыщены причудливыми деталями: огромные, богато декорированные зеркала, масштабные панно и гобелены ручной работы с живописными пейзажами, лепнина и вычурные карнизы для штор с резьбой и позолотой. Локальные поверхности, оклеенные обоями, и текстильный декор украшены сложными узорами из растительных мотивов. Особенно ярко это проявляется в дизайне штор, которые являются неотъемлемым элементом в создании барочного интерьера - для их пошива берется самая дорогая и роскошная ткань – шелк, бархат.
Впрочем, использование самых дорогих материалов характерно для каждого элемента интерьера: статуэтки и мебель из редких сортов дерева или слоновой кости, полы и столешницы из мрамора, оправы для зеркал и картин с позолотой, изящные серебряные вещицы на комодах и горках гнутых форм и т.д. Именно поэтому при создании интерьера в стиле барокко на первое место выходят вкус и чувство меры дизайнера – необходимо четко соизмерять размеры помещения и обилие декора. Иначе вместо пышности и роскоши можно получить загроможденное маленькое пространство, кричащее о безвкусности и излишней помпезности. Шторы и портьеры Барокко невозможно представить без текстильного декора – шторы, портьеры, балдахины украшали практически все проемы или ниши, причем все они были богато украшены шнурами, кистями, фестонами и другими декоративными элементами. Шторы в стиле барокко это самые шикарные занавесы, которые только можно представить. Многослойные портьеры из различных дорогих, тяжелых тканей тщательно подобранных друг к другу, в комбинации с гардиной, увенчанные сложным ламбрекеном из множества переплетающихся элементов. Все это обязательно дополняется декором, например, стеклярусом, бахромой, многоярусными рюшами или кистями. При этом портьеры практически никогда не свисают свободно, для данного стиля это скромно. Они обязательно имеют интересный и оригинальный дизайн: обязательно подхватываются, подтягиваются, прособираются лентами, драпируются шнурами или ниспадают на пол пышными складками. Базовые варианты, на основании которых изготавливается большинство многослойных портьер, приведены в этом материале. В XVII веке они подхватывались в виде фестонов, расположенных на разных уровнях, наподобие императорских штор, наложенных друг на друга, места образования складок украшались шнурам и крупными кистями, а края занавеса - золотой бахромой. Если ламбрекены на шторах в стиле ренессанс отличаются обилием вышивки и аппликации, то ламбрекены в стиле барокко – это не только еще большее количество аппликации, но и дополнительное оформление кистями, шнурами, подзорами с бахромой и вышивкой, «галстуками», фестонами, розетками и оригинально скроенными драпировками из ткани контрастного цвета или материала более легкой фактуры. Даже основное полотно шторы в стиле барокко украшается складками, воланами, атласными лентами, рюшами... Любимые ткани барокко – шелк и бархат. Впрочем, не менее характерен для изготовления штор жаккард и дамаст – уникальная двухсторонняя ткань, с одной стороны гладкая и блестящая, как шелк, а с другой мягкая и матовая, как бархат. Вообще «двойственность» всячески приветствуется, например, шторы на подкладке контрастного цвета. Карнизы в стиле барокко не менее вычурны, чем шторы. Изогнутые, с разнообразными резными элементами и позолотой карнизы служат не только для дополнения образа штор, но и для их поддержки в нужной конфигурации. Именно поэтому подбор карнизов и штор в стиле барокко должен проводиться в комплексе и желательно опытным дизайнером. Поскольку только специалист из салона штор сможет помочь вам избежать досадных ошибок и создаст законченный гармоничный образ вашего интерьера в стиле барокко. |